Опыт педагогов по профориентационной деятельности

Опыт педагогов Дворца творчества по профориентационной работе

Выступление Хайруллина С.М., педагога дополнительного образования, на педсовете «Реализация возможностей Дворца творчества по предпрофильной  подготовке обучающихся» 30.11.2016 г. "Предпрофильное обучение в детской киностудии (из опыта работы)"

Процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы.

В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности темперамент, характер, уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий, социальное окружение, домашние условия, образовательный уров ень родителей и многие другие.

Однако, при выборе профессии зачастую ребята совершают ошибки, которые стоят им самого драгоценного – времени:

— выбор в пользу мнения родителей — пошел учиться в тот ВУЗ, в который они захотели;

— нереализованные профессиональные амбиции родители находят свое отражение в детях;

— выбор профессии на основе неполной информации о ней. Важно знать не только плюсы той или иной профессии, но и недостатки, с которыми столкнется человек;

— выбор по принципу «жизнь «на черновик», как будто бы жизнь можно «переписать на чистый лист». Попробовал, не понравилось, поступлю на другую специальность.

Чтобы ребенок совершил осознанный выбор, имел представление о той или иной специальности, в 2014 году в Нефтекамске был запущен городской проект "Путь в профессию". Желающих овладеть рабочей специальностью, получить профессиональные навыки оказалось много. Набралось восемь групп по различным специальностям. В том числе и по профилю "Тележурналистика и PR". С 2016 года работа ведется по трем направлениям: Телевизионная журналистика, Видеография и видеомонтаж, PR и реклама. Преподают педагоги с большим опытом работы на телевидении Салават Хайруллин, Юрий Аблязов и Евгения Сагадиева.

В ходе обучения старшеклассники знакомятся с культурой массовых коммуникаций, современной аудио- и видеотехникой, принимают непосредственное участие в практической деятельности, готовят сюжеты для Первого школьного телевидения, участвуют в сценарной, редакторской и телевизионной работе, готовятся к творческому этапу вступительного экзамена. Стоит отметить, что при поступлении ВУЗ на творческом этапе — анализ Портфолио, выпускники Детской телестудии получают наивысшие баллы. Для успешной продуктивной работы в Детской телестудии имеются современные профессиональные программы по видеомонтажу и работе со звуком, а так же съемочная техника, оборудованный кабинет, где используя и раскрывая свой талант, обучающиеся осваивают мастерство оператора, видеомонтажера, ведущего, автора текстов, тележурналиста.

В ресурсных центрах "Тележурналистика", "Видеография", "PR и реклама" ведется работа с обучающимися старшего звена, с ребятами 14-17 лет. В этом возрасте формируется мировоззрение подростка, расширяется  кругозор. На занятиях детям предоставляется больше самостоятельности.  Обучающиеся учатся работать в команде, где каждый несет ответственность за свою часть труда, от которой в итоге зависит общий результат. В процессе совместной творческой работы они не только становятся более коммуникабельными, повышают самооценку, но и получают возможность выразить свою гражданскую позицию через материалы, которые они   готовят к эфиру.  То есть, образовательные программы по которым ведется обучение, направлены на интеллектуальное и эстетическое развитие детей и подростков, раскрытие их творческого потенциала и профессиональное самоопределение. На сегодняшний день высшее образование по специальности журналистика получают 8 выпускников телестудии. 5 обучаются в Казанском федеральном университете, 1 в УдГУ, 1 в СПБГУ, 1 в Московском государственном университете печати им. Федорова, институте издательского дела и журналистики. Две воспитанницы детской телестудии получает образование по специальности "PR. Реклама": 1 в Московском Институте Телевидения и Радиовещания Останкино, 1 в Казанском федеральном университете.

Выступление Алексеевой О.В., педагога объединения «Домашний парикмахер», на педсовете «Реализация возможностей Дворца творчества по предпрофильной подготовке обучающихся» 30.11.2016 г.

Подготовка  детей к разумному  выбору профессии  должна восприниматься  взрослыми с полной серьезностью и ответственностью. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие сделать  безошибочный выбор. И это хорошо!  Потому что, решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть даже из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение.

Правильный выбор профессии позволяет человеку полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому я, как педагог дополнительного образования,  ставлю перед собой сложную задачу: заинтересовать  и познакомить  детей с профессией парикмахера, раскрыть профессию таким образом, чтобы у детей   было  желание стать профессионалом в своем деле.

И тут возникает  проблема . Оказывается  обучающиеся  старших классов  смутно представляют  содержание профессии  парикмахера ,т.е.  они предполагают, что  научившись  красиво заплетать  волосы,  или сделать  прически с гофре – они уже  готовые парикмахеры. Моя задача  объяснить, что  профессия  должна быть не только интересной, но и соответствовала бы  их возможностям  и была востребована  на рынке труда.  Для этого  в сентябре, набрав группы,  я провожу тестирование, где задаю такой вопрос «Почему ты решила заниматься  в нашем объединении?» ( варианты ответов: подруг позвала; мама заставила, хочу  стать парикмахером, хочу зарабатывать  на дому; люблю делать людей красивыми хочу  научиться ухаживать за своей внешностью). Меня как педагога абсолютно устраивает последние два ответа. Поэтому, я стараюсь сформировать группы  так, чтобы в одной группе объединить девочек способных

  1. формировать у себя потребность к постоянному познанию;
  2. уметь удовлетворять эту потребность собственными силами;
  3. иметь широкую компетентность, связанную с умением решать проблемы;
  4. уметь работать в разных социальных и производственных условиях.

В формировании такой группы отлично помогает  проект  «Путь в профессию». Школы направляют группы старших классов (8,9,10кл), которые  более осознанно подходят к выбору профессии. Вот с ними я и начинаю работу по формированию профессионального самоопределения обучающихся  через освоение  азов парикмахерского  дела. В моей рабочей программе  наряду с теоретическими и практическими занятиями, включен раздел « Новинки парикмахерского дела», где я знакомлю обучающегося с новыми разработками стилистов в области парикмахерского дела и косметологии. Кроме того, в начале года мы в своем объединении проводим мероприятие «Посвящение в парикмахеры»,  где обучающиеся 2 и 3годов  обучения помогают лучше узнать профессию парикмахера. В конце года мероприятие «Парикмахер года», где обучающиеся 1-го года обучения показывают свои знания и умения.

Большой интерес у обучающихся вызывает экскурсия в парикмахерскую.

Сегодня для организации процесса предпрофильного обучения наш кабинет оснащен рабочими местами с зеркалами и тумбами, сушуаром, электроприборами, аксессуарами для украшения и закрепления причесок, различными видами расчесок, парфюмерией, литературой, подборками по стилям.

В процессе обучения у детей развиваются такие качества, как креативность, трудолюбие, терпение, умение работать в коллективе, вырабатывается профессиональные навыки стрижки, прически, окраски, макияжа, знания истории парикмахерского дела, чувства меры в выборе прически и стиля, знания особенностей выполненной прически, умение видеть результат своей работы, умение слушать и слышать клиента, понимать их желания и потребности.

Обучающиеся, желающие стать парикмахерами, могут продолжить свое обучение в г. Ижевске «Учебный центр парикмахера».

В настоящее время в парикмахерских нашего города мои ученицы. Так, пройдя обучение в Уфе, закончив курсы повышения квалификации в Академии «Велла-Долореа» в Москве,   свой салон открыла Лена Г.

Успешно работает Юля М. – модели ее причесок не раз появлялись в СМИ нашего города.

Для более успешного внедрения проекта «Путь в профессию» для более эффективного предпрофильного обучения я считаю, что в программу следует добавить и расширить раздел «Косметология», добавить раздел «Дизайн ногтей», дооформить кабинет, отвечающий современным санитарным требованиям, наладить связь с парикмахерскими города.

Выступление Галановой Э.Ф., педагога дополнительного образования, на педсовете «Реализация возможностей Дворца творчества по предпрофильной  подготовке обучающихся» 30.11.2016 г. на тему "Предпрофильное обучение в объединении «Художник по костюмам» (из опыта работы)".

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. 
Два года назад был запущен городской проект «Путь в профессию», ориентированный на формирование профессионального самоопределения обучающихся через освоение азов той или иной специальности. Выбор профессий в рамках данного проекта  довольно широк.  Большей частью это рабочие специальности, которые на рынке труда пользуются большим спросом. Желающих овладеть рабочей специальностью, получить профессиональные навыки оказалось на удивление много. Набралось восемь групп по специальностям: «художник по костюмам», «автомеханик», «инженер по кадрам», «электромонтер», «повар-кондитер», «мастер сухого строительства». Со школьниками работали социальные педагоги и психологи, проводилось анкетирование по профориентации.

   Обучение одной из групп в рамках данного  проекта ведется в моём объединении «Художник по костюмам».  Отбор ребят в группу   проводился на основе анкетирования.  Для занятий мы  создали творческую лабораторию кроя и пошива одежды, где  обучается 15 человек. Здесь они приобретают различные навыки: снятие мерок с фигуры человека, изготовление чертежей при помощи линейки, лекала, циркуля, карандаша, изучают различные виды ткани, кожи, меха,   технологию пошива изделий и принципа моделирования.  На занятиях   обучающиеся учатся шить на бытовых машинках любого класса, грамотно подбирать одежду с учетом особенности своей фигуры. Возможно, эти навыки пригодятся в дальнейшем для получения таких специальностей как портной, закройщик, технолог по пошиву одежды, модельер-конструктор.

Для занятий оборудован специализированный учебный кабинет с соответствующим  оборудованием: имеются швейные машины разных классов, а также спецоборудование: утюги, маникены, измерительные ленты и прочий инвентарь, в том числе и учебный материал по технологии швейных изделий, даже журналы мод.

Человеку этой профессии следует быть креативным, коммуникабельным, усидчивым, терпеливым и иметь художественные способности. Он должен обладать такими качествами, как воображение, точный глазомер, хорошо развитая мелкая моторика и координация. Особое внимание акцентируется на развитие личностных качеств, необходимых для данной профессии:  терпение,  трудолюбие, креативность,  усидчивость, коммуникабельность, наличие образного мышления.

Все эти качества прививаются обучающимся в процессе занятий.

К концу курсовой подготовки они должны обладать следующими знаниями и умениями:

 — кроить и шить;

 — знать историю костюма, разных стилей и направлений в дизайне;

 — знать особенности пошива изделий, его разновидности;

 — уметь разбираться в видах ткани, меха, кожи;

 — уметь видеть готовый продукт целиком;

 — умение слушать клиентов, понимать их предпочтения и потребности.

 — иметь оригинальный взгляд на ситуации, предметы.

У этой профессии есть свои плюсы:

  • интересная, творческая, жизненно-необходимая;
  • возможность работать в домашних условиях при наличии необходимых условий;
  • возможность видеть результат своей работы, получать эстетическое удовольствие от процесса создания моделей одежды;
  • возможность стать известным,  если к этому стремиться,  а значит,  иметь хороший доход;

Возможно, обучающийся в дальнейшем не выберет   эту профессию, но  навыки, полученные в стенах нашего Дворца творчества, обязательно  пригодятся ему во взрослой  жизни.

Образование по этим специальностям можно получить в различных учебных заведениях города Уфа, Казань, Тюмень, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва.

Выступление Галимхановой С.В., педагога дополнительного образования, на педсовете «Реализация возможностей Дворца творчества по предпрофильной  подготовке обучающихся» 30.11.2016 г. на тему "Диалоговые  формы воспитания обучающихся в  предпрофильной подготовке"

Родителей наших обучающихся  беспокоит мысль, кем станут их дети, какую профессию они  выберут. Они  считают, что получение высшего образования не всегда   предоставляет в жизни  стабильную работу  и заработок, что немаловажно в современной жизни. Эта проблема натолкнула нас  на профориентационную деятельность, для которой   клубная форма работы  наиболее подходящая.

Вхождение подростка  в мир профессии чаще происходит  путем  профильного консультирования  и   профессиональной пробы. Учитывая это в этом учебном году, мы запланировали несколько  встреч     «Вопрос-взрослому»  в  формате  ток-шоу. Эта форма   работы-интерактивная.  Ток-шоу-разговорное представление. Смысл проведения не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение-включить участников в ситуации  нравственного выбора. Уже на начальном  этапе   работы обучающиеся   должны учиться вырабатывать  свою личностную гражданскую  позицию, происходящим  в родном городе и стране. В понятие «предпрофильная подготовка» мы вкладываем  в первую очередь воспитательную составляющую. Для нас важно, чтобы  подросток  хорошо усвоил, что за каждой профессией стоит, прежде всего, человек, значит важно  воспитать нравственно устойчивую личность, смелого творца. 

Поэтому основной идеей наших встреч является   ценностно- ориентированная деятельность, которая позволяет обучающимся в ходе коллективного спора сделать определённый нравственный выбор, а дискуссионные формы работы формируют у них такие виды компетентностей, как: социально – личностную,  коммуникативную.

Ток-шоу — это одна из форм дискуссии, которая   позволяет включить в работу большое количество обучающихся, для обсуждения  конкретной проблемы, волнующей подростков, в привлекательной для них форме. Здесь  можно поспорить друг с другом, с педагогом,  гостем, отстоять собственную точку зрения.

Ток-шоу предполагает  сочетание  живого общения по принципу «вопрос-ответ» обучающегося представителю рабочей профессии и мастер-класс «Первые пробы в профессии». Цель этих встреч

  • знакомство с миром рабочих профессий, воспитание чувства любви и уважения к рабочим профессиям,
  • развитие стремления быть лучшим в профессии.

Такая  диалоговая  форма общения, с нашей точки зрения,  формирует у обучающихся  навыки общения, уважительное отношение к людям, их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии  с окружающими, умение высказывать  свою точку зрения, самое главное знакомство с профессиями. А это первые шаги к формированию навыков самообразования в будущем, повышению компетенции в профессии. В этом году планируем 4 встречи.

Подростки, прошедшие обучение в творческом объединении, легче выбирают свою будущую профессию. А будущее рождается  сейчас в наших объединениях, клубах, студиях.

Видеоматериалы

От увлечения — к профессии!