Обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

План МАУДО Дворец творчества по организации работы с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами на 2017-2018 учебный год

Общая информация по обучению и воспитанию обучающихся в ограниченными возможностями здоровья

Для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья   МАУДО Дворец творчества организует  образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с  учетом особенностей психофизического развития данной категории обучающихся. В объединениях, студиях и клубах  занимается 187 обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья:  «Плавание» (педагоги Мельникова Л.А., Нуртдинов Р.Р.), «Настольный теннис» (педагог Гайфуллин И.Ф.), «Общая физическая подготовка» (педагог Садриев А.Ю.), «Проба пера» (педагог Самосадкина А.В.), Студия красоты «Арт-дизайн» (педагог Алексеева О.В.), «Цветочная фантазия» (педагог Нурисламова А.Ф.), вокальный ансамбль «Талисман» (педагог Стерхова Г.З.), образцовая театральная студия «Виват» (педагоги Хуснутдинова Э.Г., Малов Д.И.), ансамбль народных инструментов «Ирендык» (педагог Надырова С.Р.), «Доблесть» (педагог Ахмадуллин В.К.), клуб бардовской песни «Живая струна» (педагог Галимханова С.В.), «Компьютерная графика и дизайн» (педагог Ахметшина У.Д.), «Здоровей-ка» (педагог Спивак Л.Л.). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья занимаются как в отдельных группах, так и в составе общих учебных групп, со здоровыми сверстниками.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья являются активными участниками и победителями городских и республиканских  конкурсов детского творчества.

Эффективной формой  духовного развития,  нравственного и эстетического совер­шенствования,  активного участия в культурном творчестве,  социальной адаптации является участие  детей  с огра­ниченными возможностями здоровья  в культурно-досуговой деятельности – это традиционный городской   фестиваль «Луч добра и надежды»,  театрализованное представление «Невероятные приключения необычных артистов или тайны королевского леса»,  игровая-конкурсная программа вокруг новогодней елки, городской  праздник «Детский сабантуй», соревновательный заплыв по плаванию  «Мой первый старт» и т.д. 

Презентация «Мир без границ: расширяем возможности инклюзивного образования»

Подробнее »

Мир без границ: работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается не столько в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот, лишен возможности перемещаться, свободно общаться с людьми, с природой, развиваться.

В последнее время заговорили об инклюзивном образовании и безбарьерной среде. Дети с ограниченными возможностями здоровья постепенно включаются в среду здоровых детей. Большую помощь школам в этом вопросе оказывает дополнительное образование. Посещение различных кружков и секций укрепляет здоровье, улучшает интеллектуальное развитие, повышает эмоциональный настрой. Дополнительные занятия проходят в более свободной форме, чем школьные уроки. Поэтому ребенку легче раскрыть свой внутренний потенциал путем выбора интересующей его деятельности.

Во Дворце творчества  созданы условия детям с ограниченными возможностями здоровья для полноценной интеграции в жизнь общества. В 2014-2015 учебном году в объединениях, студиях и клубах  занималось  94 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в 2015-2016 учебном году занимается 207 детей с ОВЗ.

Ребята с удовольствием занимаются в объединениях «Плавание», «Проба пера», «Настольный теннис», «Общая физическая подготовка», студия «Арт-дизайн», «Цветочная фантазия», «Английский язык», клуб бардовской песни «Живая струна», «Мастерица»,  изостудия «Жемчужинка» и т.д. Работа с обучающимися с ОВЗ ведется как  индивидуально, так и в группах,   в соответствии с профилем объединения и с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Работа с детьми направлена на организацию такого процесса обучения, при котором ребенок не испытывает чувства неполноценности, так как все дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в коллективе здоровых детей.

Занятия различными видами творчества способствуют социализации, социально-педагогической защите детей, так как помогают решить проблемы, вызванные нарушениями эмоционально-волевой сферы, позволяют детям-инвалидам раскрыть потенциальные возможности, способности, ощутить себя равными со всеми членами общества, утвердиться в своих возможностях, подойти к определенному уровню самостоятельности.

Дворец творчества  тесно сотрудничает с  Нефтекамской коррекционной общеобразовательной  школой-интернат для обучающихся с ОВЗ. Ребята с удовольствием занимаются в   объединении «Проба пера», педагог — Самосадкина Анна Владиславовна. Анна Владиславовна не случайно выбрала такое направление работы. Являясь инвалидом детства, Анна Владиславовна  изнутри  знает проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы подход был профессиональным и  научным, Анна Владиславовна в 2010 году закончила обучение в  «Уральском государственном педагогическом университете» по программе «Специальная психология». Главной идеей программы является социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями в общество.  Занятия в объединении помогают ребенку раскрыть свой внутренний мир, глубже познать окружающую действительность, избавиться от замкнутости и закомплексованности. Литература и словесное творчество – один из шагов навстречу социализации и подготовки ребенка жизни в  современном обществе.

За годы работы объединения удалось добиться определенных результатов. Работы старшеклассников были представлены на  Международном литературном конкурсе для школьников 6-11 классов «День енота» в г. Новосибирске, Всероссийском конкурсе литературного творчества «Золотое сердце» для детей и молодёжи до 21 года с ограниченными возможностями здоровья . Ряд сочинений  опубликован в журнале «Дети как дети», издаваемом Фондом «Детский дом», городской газете города Нефтекамск «Красное знамя». В течение года проводятся встречи с поэтами городского литературного объединения «Поэтический Нефтекамск», ставшие уже традиционными. Ребята с радостью принимают гостей: читают им свои рассказы, за чашкой чая слушают стихи, разговаривают о поэзии. Члены литературного объединения никогда не отказываются, приходят в гости к ребятам, поддерживают их в начинаниях. 

Большое внимание педагог Анна Владиславовна уделяет работе с детьми-инвалидами на дому. Занятия проходят по адаптированной программе с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Традиционным стало по итогам учебного года выпускать сборник творческих работ обучающихся объединения «Проба пера».

Обучающаяся объединения «Проба пера» Ситдикова Анастасия (педагог Самосадкина А.В.) является активной участницей научно-практической конференции обучающихся МАУДО Дворец творчества «Шаг в будущее». В апреле 2015 года Анастасия заняла 1 место во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ, с работой «Сильные духом».  В этом году впервые в истории нашего объединения двое подростков с нарушенным интеллектом Сарбышев Артем, Хамидуллим Артур приняли участие в городской научно-практической конференции обучающихся УДО «Мы — наследники Победы!». Подготовка к исследованию велась двумя группами объединения «Проба пера».  В ходе подготовки к конференции ребята встречаются с интересными людьми, посещают библиотеки, музеи для поиска нужной информации, работают в интернет-сети, общаются с педагогом.

Педагог дополнительного образования,  мастер спорта по настольному теннису среди лиц с нарушением ОДА — Гайфуллин Ильяс Фарманович  реализует адаптированную дополнительную общеобразовательную программу «Настольный теннис». Обучение  способствует приобщению обучающихся с ОВЗ к здоровому образу жизни, физическому  развитию через  игру в теннис.  При систематических занятиях каждый обучающийся может наблюдать улучшение координации движения и всех своих физических качеств. Игра воспитывает целеустремленность, настойчивость, инициативу, самообладание.  Занятия по настольному теннису помогают ребенку оздоровиться, раскрыть свой внутренний мир, поверить в себя и в свои силы, избавиться от замкнутости и закомплексованности. Занятия физкультурой и спортом – один из шагов навстречу социализации и подготовки ребенка жизни в современном обществе.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Цветочная фантазия» предусматривает подготовку обучающихся  с ОВЗ к самостоятельному выполнению практических  задач трудового воспитания, знакомство детей с искусством цветоделия, бумагопластики. В результате обучения  обучающиеся получают начальные знания и практические навыки по изготовлению искусственных цветов,  составлению композиций из них, что позволяет им в будущем применять эти знания на практике.  Программа способствует коррекции умственных отклонений в развитии обучающихся средствами трудовой подготовки. Дает не только представление об искусстве цветоделия,   формирует умения и навыки по изготовлению искусственных цветов из различных материалов,  но и  воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ.   По итогам учебного года оформляется  выставка творческих работ обучающихся объединений «Цветочная фантазия».

В последние десятилетия значительно возрос интерес к проблемам физкультуры и спорта для детей с ограниченными возможностями в здоровье, т.е. к адаптивной физкультуре для лиц с физическими отклонениями. Среди различных видов спорта применяемых в работе с детьми с ОВЗ, самым популярным является плавание. Объясняется это, прежде всего тем, что:

  • во-первых, плавание является жизненно необходимым навыком;
  • во-вторых, «водная среда» уравнивает детей с ОВЗ физически и психически со здоровыми детьми;
  • в третьих, занимаясь плаванием, дети с ОВЗ  имеют неограниченные возможности для своего физического и спортивного совершенствования.

Адаптивное плавание подразделяется на три последовательных направления: лечебно- восстановительное, рекреативно-оздоровительное и спортивное. В своей работе с детьми ОВЗ педагоги  придерживаются рекреативно-оздоровительного направления и решают следующие задачи:

  • общее закаливание,
  • развитие двигательных и вегетативных функций организма,
  • профилактика вторичных нарушений,
  • создание положительных мотиваций для занятий плаванием.

Педагоги используют  на занятиях игровой метод: специально подбирают  игры для создания положительного эмоционального фона. На всех занятиях используются вспомогательные средства обучения: обручи, мячи, лопатки, доски; двигательные ориентиры и образы, объясняют, оценивают, исправляют двигательные ошибки.   Педагоги применяют  доступные по форме и содержанию упражнения,  создают на занятиях ситуацию успеха:  поощряют обучающихся  за даже небольшие успехи. В конце учебного года проводится тестирование с заплывом на  определенную дистанцию, по их результатам обучающиеся получают   красочные сертификаты с указанием  успехов, тем самым создается положительная мотивация для дальнейших занятий плаванием.

Реализация задач социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья проводится через включение их в различные воспитательные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей, а так же социальную активность ребят: праздники посвященные Дню защитника Отчества, Женскому дню 8 марта, новогодние игры и конкурсы, изготовление открыток ко Дню Матери и т.д. В объединении «Проба пера» проводятся конкурсы сочинений, различные акции, например к 8 марта — «Поздравь одноклассницу», к 9 мая — «Письмо ветерану».  Так же к  праздничным датам  ребята  выпускают альбомы с тематическими сочинениями.

Ярким примером стал городской  фестиваль для детей-инвалидов «Луч добра и надежды». Главную цель, которую ставят организаторы фестиваля – дать детям возможность почувствовать себя равными. По традиции фестиваль начинается с яркого театрализованного представления, затем ребята посещают творческие мастерские. Сорок минут, отведенные детям для участия в конкурсах и состязаниях, проходят быстро, ярко и насыщенно. Никто из ребят не скучает, каждый находит применение своим способностям. Участвуя в конкурсах, дети демонстрируют свои интеллектуальные, спортивные, творческие способности.

Настоящим праздником для ребят является  посещение яркого захватывающего   Новогоднего театрализованного представления и участие в конкурсно- игровой программе вокруг новогодней елки.

Более 200 детей ежегодно участвуют в традиционном празднике «Детский сабантуй», проводимом в День защиты детей. Дети принимают участие в различных конкурсах: башкирский и татарский перепляс, бег в мешках, конкурс рисунков на асфальте, шахматы, футбол, веселая эстафета, звонкие голоса, мешок сюрпризов, достань приз, веселый зоопарк, калейдоскоп природы.

Несмотря на все трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе, каждый сохраняет свою уникальность и  индивидуальность. По мере своих возможностей ребенок развивается, учится, познает мир. Развивая творческое начало, раскрывая потенциал,  педагоги Дворца творчества помогают ребенку увидеть свою внутреннюю силу и красоту окружающего мира. Именно дополнительное образование играет немаловажную роль в развитии коммуникативных навыков,  социализации детей с ограниченными возможностями и дает шанс  на полноценную жизнь:

Необычные дети творят,

 

Их особыми все называют.

 

Они мир сделать лучше хотят

 

И поэтому пишут, мечтают.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (коррекционные)

ДОП Общая физическая подготовка Садриев Ю.А.

ДОП Плавание Нуртдинов Р.Р.

ДОП Декоративно-прикладное искусство Нурисламова А.Ф.

ДОП Парикмахерское дело Алексеева О.В.

ДОП Проба пера Самосадкина А.В.